Для любого зрителя в возрасте старше тридцати лет, росшего вместе с
просмотром снукера на британском ТВ, Тед Лоу был неотъемлемой частью
этой мыльной оперы, а его голос ассоциировался с выдающимися моментами в
богатой истории этого спорта.
Тед Лоу, один из великих имен снукера, сегодня (1 ноября) празднует 90-летие.
Пятьдесят
лет он комментировал для ВВС, начав еще во времена черно-белого ТВ,
потом открывал Pot Black, и потом – озвучивал памятные события в годы
снукерного бума 80-х.
И, как это часто случается, Тед получил
эту работу по чистой случайности. Он имел отношение к снукеру в качестве
менеджера Лестерского Square Hall (в те годы это был родной дом для
бильярда и снукера) и знал всех великих игроков до- и послевоенной
эпохи, включая Джо Дэвиса.
Однажды он подменил регулярного комментатора ВВС Рэймонда Гленденнинга, и задержался там на полвека.
В
начале карьеры комментировать ему приходилось прямо из зрительного
зала, так что Лоу должен был максимально приглушать голос, отсюда и его
знаменитый «шепчущий» стиль, а потом и прозвище.
Снукер постоянно присутствовал в показах «Трибуны»*,
чтобы было чем заполнить промежутки между скачками. Джо и Фред Дэвис
частенько играли фрейм, растягивая время до 15:40, когда в Эскоте** были готовы стартовать – в наши дни за такое они несомненно предстали бы перед Дисциплинарной комиссией.
На
протяжении многих лет Лоу пытался добиться для снукера достойного
покрытия на ВВС, однако лишь с появлением цветного телевидения в конце
1960-х он получил этот шанс. Дэвид Аттенборо с ВВС 2 хотел
продемонстрировать возможности новой технологии, и снукер с его
разноцветными шарами и недорого обходящийся для трансляции, стал
идеальным вариантом.
Так родился Pot Black и начался многолетний роман снукера с телевидением.
Тед
изобрел этот турнир и сам его комментировал. Он был первым номером на
ВВС, когда там начали целиком транслировать чемпионат мира, и
присутствовал при большинстве знаменитых финалов, включая… да, я именно
это и собираюсь сказать – окончание финала чемпионата мира 1985-го года.
Не знаю, действительно ли он сказал «для тех, у кого
изображение черно-белое, желтый шар находится за розовым», но это не
имеет особого значения. Его очень любили зрители за добродушную
приглушенную манеру подачи.
Тед ушел в отставку в 1996-м году.
Его стиль не подошел бы под нынешние нормы при трансляциях, где
комментаторы должны говорить гораздо больше, чем двадцать пять лет
назад. Есть даже анекдот, как однажды Теду стало плохо во время эфира с
Уэмбли, второй комментатор тоже отложил микрофон, чтобы помочь коллеге, и
целых пятнадцать минут в эфире не прозвучало ни одного слова. Никто не
позвонил на ВВС, чтобы узнать причину.
Тед не занимался анализом
ударов, оставляя это игрокам. Вместо этого он создавал теплую и
ненавязчивую атмосферу, а его голос отлично сопровождал стук снукерных
шаров.
По иронии, комментаторы на Power Snooker тоже сидели в
зале, но вряд ли это было отсылкой к прошлым былым временам. Я бы
сказал, что Тед не стал бы поклонником этой новой формы игры. Он всегда
требовал высочайшего уровня этикета, потому что пришел еще из тех
времен, когда этого от вас ожидали. Он считает, что снукер – игра
джентльменов, а игроки должны всегда быть профессионалами. И он
непоколебим в своем убеждении, что Джо Дэвис круче Стивена Хендри и
Стива Дэвиса вместе взятых.
Тед и сам джентльмен до мозга
костей. Однажды я написал о нем статью для Snooker Scene и получил в
ответ письмо, написанное от руки, великий человек говорил, что приятно,
когда тебя помнят.
Да, его помнят. Он сыграл свою роль во взлете
снукера к головокружительным высотам популярности, и я уверен, что все в
спорте поздравляют его с днем рождения.
* «Трибуна» (еженедельная спортивная телевизионная программа; транслируется на BBC1 с 1958)
** В Эскоте, близ Виндзора, ежегодно проводятся самые знаменитые скачки.
Отличная монтажная компания умный дом предлагает вам системы уровня умный дом с установкой и монтажом. Кроме того рассматривается вариант поставки оборудования умный дом и программного обеспечения этой интересной системы.