У нас сейчас затишье,
так что я вас немного развлеку (или наоборот) историями из снукерного
прошлого и начала эпохи регулярной нестабильности.
На дворе
стоял 1998-й год, Рекс Уильямс был председателем WPBSA, Клайву Эвертону
запретили появляться в пресс-помещении (второе связано с первым), а на
чемпионате Великобритании вдоль дороги напротив входа на арену сидели
пластиковые цыплята – украшение от спонсора, компании Liverpool
Victoria – с пути точно было не сбиться, в любом случае в итоге
окажешься в медиа-центре.
Тогда мы все считали это нелепым, но сейчас это кажется золотым веком.
Среди
общего политического хаоса Уильямс умудрился устроить дополнительный
рейтинговый турнир в Ирландии. Однако, были там некоторые накладки с
Irish Open.
Беда с первым турниром была в том, что он оказался
нетелевизионным – впервые за шесть с половиной лет рейтинговый турнир
должны были играть безе телекамер. Второй проблемой стало то, что он
проходил где-то на задворках Дублина, так что глава охраны львиную долю
своего времени тратил на преследование юных воришек и хулиганов вокруг
арены.
Площадкой проведения турнира стал баскетбольный зал. А
«за кулисами» было, как бы выразиться, тесно. Я тогда работал
пресс-атташе в WPBSA, и работа эта была не из тех, о которых сильно
жалеешь, ни тогда, ни сейчас.
Я вошел в комнатку, которую
полагалось считать офисом турнира: маленькую, тесную, в которой еле
помещались два турнирных директора, один из которых и сообщил мне, что,
да, это их офис, и еще – пресс-офис. Мой коллега Фил Йетс описал его
как «ТАРДИС* наоборот: внутри еще меньше, чем казалось снаружи».
Все
дело было в том, что ирландские СМИ явились в полном составе, чтобы
освещать турнир. Снукер всегда был здесь популярен, и прессы на
турнирах хватало.
Ирландские журналисты были выдающимися
личностями, и мужчины, и женщины. Один потом беспробудно пил целых 27
часов прямо на турнире Irish Masters, но это уже совсем другая история.
Чтобы примерно описать, какое место в то время занимал снукер:
в конце ноября закончился чемпионат Великобритании и некоторые игроки
сразу улетели прямо на Мальту на пригласительный турнир, который
выиграл Стивен Хендри, а потом в Германию, на другой, который взял Джон
Пэррот. На следующий день Джон сидел в «Ситивест Отеле» в Дублине, в
полной готовности к новому турниру. Вот так обстояли дела.
Ну
и чтобы добавить внимания прессы, Ронни О’Салливан вернулся в дело
после того, как несколькими неделями ранее к всеобщему удивлению выбыл
с чемпионата Великобритании. Это означало, что прибыл и тогдашний
снукерный корреспондент от «Сан», плюс множество других британских
газетчиков.
Они все надеялись, что Ронни приоткроет завесу над
своими проблемами и даст материал на большой репортаж. Увы, он дал
очень мало – проиграл в первом раунде и исчез (припоминаю, что вместе с
моей ручкой, но я не держу на него зла).
Репортер из «Сан» был в ужасе: он кучу места отвел под свой репортаж, а получил всего несколько цитат.
Но,
к счастью, в тот же вечер играл Квинтен Ханн, в одном фрейме он
раздолбал пирамиду красных, проиграл 5-0, а потом рассказал «Сану», что
забронировал обратный билет еще до начала матча. И дело сделано.
Но снукер, хотя его увидело совсем мало людей, был замечательным, чему немало помогала атмосфера на самих матчах.
Одной
из таких игр было противостояние в первом круге между Питером Эбдоном и
Джимми Уайтом. Естественно, 99% болели – очень громко – за Джимми. И не
только, они еще и болели – так же громко – против Эбдона, который
просто заслуживал восхищения своей выдержкой, до самого последнего шара
в своем победном девятом фрейме, когда он просто повернулся к зрителям
и крикнул «Да хорош!»
Уходил он через боковой вход.
В
следующем раунде он играл с Тони Драго, еще одним любимцем публики. Шум
на этом матче вышел за все пределы. Драго, который часто ужасно
нервничал, на этот раз играл великолепно и выиграл 5-4. Толпа же была
столь возбуждена, что позвали представителя WPBSA, чтобы он их
угомонил… его неуверенное «тише, пожалуйста» услышали, наверное, только
мы с Филом, потому как все время стояли рядом с ним.
Потом
Драго играл в четвертьфинале с Хендри. Стивен вел 4-2, но Тони просто
жил в игре, если понимаете, о чем я, ему кое-где повезло, он отыгрался
и уверенно победил снова, 5-4.
Помните, в первом круге
предыдущего рейтингового турнира Хендри проиграл 0-9 Маркусу Кэмпбеллу,
так что, был не в лучшем расположении духа, что я и прочувствовал на
послематчевой пресс-конференции.
Уже по общим планам было
понятно, что Стивен не особо жаждет общаться с лучшими представителями
снукерной журналистики. Также было ясно, что и они тоже немного
нервничали, побаиваясь задавать ему какие-либо вопросы.
Неловкая тишина повисла примерно на 20 секунд, но казалось, что прошло три недели.
А
поскольку я был официальным лицом, то решил, что нужно это исправить, и
рискнул поделиться своими наблюдениями с лучшим игроком в истории
снукера: «Стивен, ты, должно быть, расстроен».
Лучший игрок в истории снукера пригвоздил меня взглядом, в котором презрение смешивалось с жалостью, и произнес:
«Проницательно».
Не могу сказать, что это всех успокоило.
Кто-то
задал вопрос – и ничего в ответ от Хендри. Ни одного слова. Потом еще
кто-то попробовал…опять ничего. Последовала еще пара вопросов, но
Стивену все надоело, и мы его отпустили.
И пока я раздумывал,
не пойти ли мне покончить с собой, один ирландский журналист
внимательно изучил свой блокнот и сказал, слишком весело для такого
случая:
«Ну, маловато текста, да?»
И все пошло дальше.
Абсурдная ситуация: помещение было давно «забито» под детский праздник
в пятницу, когда шел турнир, поэтому пришлось вынести столы, а у нас
выдался «день отдыха». На следующий день все вернулись на свои места, а
под потолком все еще болталось несколько отбившихся от стада воздушных
шариков.
В финале Марк Уильямс играл с Аланом МакМанусом,
последний сумел продолжить участие в турнире благодаря тому, что я
успел подхватить его кий до того, как он упал и разбился бы о пол в
переполненном турнирно-медийном офисе.
Марк выиграл. Там он,
собственно, и начал свой взлет на вершину, потому что в следующие
четыре-пять лет он появился в куче финалов и, конечно, выиграл два
мировых титула.
А вот Irish Open так и не вернулся в календарь.
_______
*
ТАРДИС (англ. TARDIS — Time And Relative Dimension(s) In Space) —
машина времени и космический корабль из британского телесериала «Доктор
Кто». Изнутри ТАРДИС намного больше, чем снаружи.
Чем же заслужило такую славу виртуальная реальность? Это возможность реально переживать то чего не существует, возможность предавать зрительные и другие ощущения.
|