11 марта состоится
жеребьевка чемпионата мира, примерно в это же время Барри Хирн озвучит
план развития снукера и календарь на следующий сезон, в котором
наверняка будет новый рейтинговый турнир, небольшие тренировочные
турниры и так называемые «позорные» турниры…
Что еще можно
сделать для развития снукера? Чем можно заинтересовать человека,
который и представить себя не может за просмотром 5-часового снукерного
матча? Как еще можно достучаться до сердец молодой аудитории, которой
так не хватает сегодняшнему снукеру?
Если отбросить унылые
передачи с участием полусонных игроков и банальные статьи в прессе, на
ум приходят (по крайней мере, мне) яркие, азартные и непредсказуемые
фильмы в стиле Гая Ричи. Перед тем, как перейти к самой сути идеи
давайте вспомним, сколько стоит провести классный рейтинговый турнир,
например, чемпионат мира.
Призовой фонд предстоящего мирового
первенства составит 1,111,000 фунтов стерлингов, для сравнения бюджет
самого нашумевшего фильма Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола́»
составил 960,000 фунтов стерлингов с кассовыми сборами на территории
США - 3,753,929 долларов. А есть ли среди читателей этой заметки хоть
кто-то, кто не смотрел этот фильм?
Итак, карты на стол… Что
может быть интереснее спортивного криминального триллера с неповторимым
юмором в стиле Гая Ричи? И действительно снимают же фильмы о покере,
рулетке, боксе, баскетболе, футболе, так чем же хуже снукер? Первый и
самый очевидный вопрос – где взять сюжет? Ответ лежит на поверхности.
В
70-80-х годах снукер был богат не только на яркие личности, но и на
поразительные истории. Некоторые из них рассказывались при свете ламп и
софитов и становились достоянием тысяч зрителей, но куда большая часть
случалась за кулисами, в продымленных снукерных залах, где каждый день
драма следовала за драмой, и серьезные ребята играли на большие деньги.
Кто-то из этих ребят потом уходил на покой, кто-то плохо заканчивал,
кто-то просто исчезал, но были случаи, когда из них вырастали чемпионы
мира или просто народные чемпионы.
Давайте вспомним, с чего
началась профессиональная карьера будущего чемпиона мира из Канады
Клиффа Торбурна. Лучше него об этом никто и не скажет:
«В 25
лет я стал профессионалом, но вскоре мне запретили играть в пул в
Виктории, Ванкувере и Онтарио – таким образом, я перебрался в
Сан-Франциско.
Однажды я выиграл много денег, но сразу же
проиграл еще большую сумму – обернувшись, я увидел, как в распахнутом
пиджаке одного из парней сверкнул пистолет. Я понял, что зашел слишком
далеко и должен был соскочить – единственным местом, куда я мог уехать,
была Великобритания, где за нашу игру платили спонсоры и болельщики».
Попав
в переплет, Клифф был вынужден бежать в Великобританию и зарабатывать
на жизнь, побеждая в турнирах. В 1980 году Клифф Торбурн стал чемпионом
мира, обыграв в финале еще одного «плохого парня» Алекса Хиггинса.
Джимми
Уайт был осторожнее Клиффа – бывало, он возвращал своим соперникам 25%
выигранного у них, но его биография не стала от этого менее интересной.
«Как-то в Ливерпуле мы играли с двумя парнями, лучшими в
том районе. Посреди матча их менеджер притопал к нам и заявил Бобу: «Ты
всего-навсего мелкий катала! Верни нам наши деньги».
«Отцепись,
- ответил Боб резко, поднимаясь навстречу. – Ты уже не первый раз
видишь здесь моих ребят и просто бесишься, что твоим парням рядом с
ними нечего делать. Так что не наезжай на меня, ладно?»
Через
секунду местные двинулись на нас. У кого-то из них Тони увидел бугор в
кармане, смахивающий на пистолет, и мы разделились. Хитрюга Боб Дэвис
не утруждал себя ожиданием. Он сел в такси и был таков. Мео выскочил в
дверь и побежал налево, а я кинулся направо, ныряя в аллеи и за
повороты, в полной уверенности, что слышу топот бегущих за мной ног».
«Однажды в клубе на
Виндмилл-стрит в лондонском Сохо произошел ужасный случай. В него
оказался замешан снукерист, имя которого должно остаться неизвестным.
Ему велели организовать встречу в клубе с одним человеком, которого
подозревали в стукачестве, и не задавать вопросов. Просто сделать это.
Заказчиками
были настоящие преступники, и он знал, что если откажется, попадет в
неприятности. В назначенное время стукач пришел. Кто-то выдохнул тихо:
«Он здесь». Все посторонние бросились врассыпную, двери закрылись, и
настоящая игра вечера началась.
Это была смертельная игра, в
которую играли всеми шарами, что смогли найти за стойкой. Стукача
забили ими до смерти. Полиция притащила на допрос парня, который
послужил наживкой – безрезультатно. Он держал свой рот на замке – у
него было выбора».
Десять лет назад рассказ о его юности -
бесшабашной, веселой, опасной, порой – покорил всю Англию. Уже тогда
ходили слухи о фильме про Джимми, говорили, что был заключен контракт,
а автор биографии даже согласилась написать сценарий, но, к сожалению,
на этом все и закончилось.
Однако был еще один человек, который
мог бы посоперничать с народным чемпионом за место главного героя -
Пэтси Хулихэн, «лучший игрок всех времен», как назвал его Уайт.
«…Необыкновенный
игрок. Очень быстрый и очень точный, - подтверждает известный
британский журналист Клайв Эвертон - Однажды Хулихэн играл в закрытом
коммерческом матче с Рэем Риардоном, тогдашним чемпионом мира, и просто
уничтожил Рэя».
Жизнь Пэтси никого не оставила бы
равнодушным - большие победы, тяжелейшие поражения, шумные вечеринки,
ссоры с другими игроками, драки, срок в тюрьме и, конечно же,
невероятное искусство игры в снукер. «Я играл левой рукой, правой
рукой, только одной рукой, по-разному. Много лет назад я играл с одним
парнем обратной стороной кия», - вспоминал он.
Однако вы не
найдете письменных свидетельств о существовании Хулихэна-снукериста. Он
так и не стал профессионалом. Джо Дэвис сделал все, чтобы выжить Пэтси
из тура, и ему это удалось.
Собрав все самое интересное из жизни
Торбурна, Уайта, Хулихэна и Хиггинса или взяв за основу историю одного
из них, будущий режиссер смог бы снять фильм с захватывающим и
непредсказуемым сюжетом. А чем бы закончился этот фильм? Триумфом
Торбурна в 1980 году, победой Алекса Хиггинса в 1982-м, промахом Джимми
Уайта на злополучном черном в 1994-м, а, может, одной из четырех побед
Хулихэна над Джо Дэвисом?
Давайте пофантазируем и представим,
что наш фильм, впрочем, как и все фильмы Гая Ричи, показали в
кинотеатрах по всему миру. Сколько людей узнает о существовании
снукера, а скольким захочется посмотреть вживую на эту игру? Возможно,
кто-то решит стать игроком, ведь сегодня снукер уже не ассоциируется с
гангстерами и о его криминальном прошлом помнят лишь самые возрастные
болельщики. А если вспомнить, что кассовые сборы фильма «Карты, деньги,
два ствола» чуть ли не в 3 раза превысили его бюджет, то на этом можно
еще и неплохо заработать…
Возможно это и фантастическая идея,
которая не имеет ничего общего с суровой действительностью, но я не
поленюсь и напишу пару строчек Барри Хирну или Патрику Муни и уже им
решать, задуматься или нет над таким нетрадиционным и достаточно
рискованным способом популяризации снукера.
Вы не знаете, как поступить лучше, как сохранить ваше здоровье? Беречь с молоду не получается, а чинить по ходу жизни очень дорого. Цените ваше здоровье.
|